Памятка для родителей в рамках "Недели психологии" на тематику «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ».
для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Дети дошкольного возраста- пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого- не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как».
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, об их взаимодействии с другими предметами и явлениями, а также со средой, в которой они находятся.
Проведение экспериментов практиковать можно и во время наблюдений на прогулках:
- рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
- рассматривание сосулек;
- рисование на снегу цветной водой;
- наблюдение за воздушным шаром;
- изготовление цветных льдинок;
- сравнение мокрого и сухокого песка, лепка из него поделок.
Что нельзя делать | Что нужно делать |
Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. | Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. |
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка. | Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. |
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. | С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. |
Примерные опыты для опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома
Цель: формированить у детей представления о том, что с помощью песка можно создать различные образы. А на мокром песке можно рисовать палочкой или пальчиком.
2. «Пейте куклы вкусный сок»
Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
3. «Поможем маме перебрать крупу»
Цель: знакомство детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита.
4.«Как образуются мыльные пузыри?»Цель: Формировать представление ребёнка о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри.
5 .«Какие следы оставляют фрукты и овощи?»
Цель: Дать ребёнку представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение различать и правильно называть фрукты и овощи.
Подарите малышу радость удивительных открытий!
- 858 просмотров